Перформансы «Папаши Гайдна»

   Сегодня мы часто слышим такое понятие, как «перформанс». Оно применимо лишь для современного искусства, так как было введено в обиход лишь в середине  XX века. Впервые этот термин был использован композитором Дж. Кейджем. «Перформансом» он назвал свою композицию, которая состояла из звуков окружающей среды. С тех пор этот жанр носит авангардный оттенок. Но так ли нова суть «перформансов»? Только ли Кейдж оказался настолько остроумен, что решил поиграть с композициями? На самом деле у истоков музыкального «перформанса» стоял не кто иной, как «папаша Гайдн».

 

Франц Йозеф Гайдн был сыном каретного мастера, скромным и добродушным человеком, а по совместительству представителем венской классической школы и основоположником таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. «Отец симфонии» запомнился в мире музыки не только как новатор и изобретатель необычных форм, но и как отменный шутник.  Имя Гайдна ассоциируется с таким понятием, как «музыкальные шутки», их мы с успехом сегодня могли бы назвать «перформансами». Вся жизнь композитора сопровождалась юмором.

 

У Гайдна талант к розыгрышам, видимо, был заложен с рождения. Символично, что будущий венский классик родился 1 апреля к большому неудовольствию всей своей семьи. С детства и до самой старости Гайдн отмечал день рождения 31 марта, в серьезный и почтенный день, а не в шутовское 1 апреля.

 

Будучи еще мальчиком, он пел в хоре собора святого Стефана. С хором он часто выступал на свадьбах, похоронах и подобных значительных мероприятиях, одним из которых было отпевание Антонио Вивальди. Несмотря на то что в хоре Гайдна «чаще били, чем кормили», по его собственным воспоминаниям, работа в соборе во многом помогла Йозефу в будущем. Когда у Гайдна начал ломаться голос, он оказался на грани увольнения. Одна из его шуток ускорила это событие: во время репетиции он отрезал одному из хористов косичку, за что был тут же выставлен за дверь.

 

Удача на время отвернулась от Гайдна, но блестящее чувство юмора осталось при нем. Многие его произведения носят забавные названия, особенно для того времени, когда музыкальные произведения чаще всего крестили номерами. У него есть симфонии «Охота», «Полдень», «Медведь», «Курица», «Королева», есть также и «Детская» симфония для таких инструментов как трещотки, свистульки, барабаны и детские трубы. Одна пьеса с грубоватым названием «Менуэт быка» имеет забавную историю. Однажды к Гайдну явился мясник с просьбой написать «новенький красивый менуэт» к свадьбе своей дочери.  В благодарность за выполненную работу мясник подарил композитору огромного быка с позолоченными рогами. С тех пор до-мажорный менуэт стал именоваться «менуэтом быка».

 

На гастролях в Лондоне Гайдн заметил, что английская публика имеет привычку засыпать на концертах. Именно для такой публики он приготовил сюрприз. Во второй части 94-ой симфонии в убаюкивающую, спокойную мелодию, когда сонные слушатели начинали дремать в креслах, врезался оглушительный гром литавр. Такой грохот вырывал любителей искусства из царства Морфея. Симфонию так и назвали – «Сюрприз».

Гайдн сегодня бы точно прославился как организатор музыкальных шоу. Например, в финале симфонии номер 60 музыканты принимались настраивать свои инструменты в процессе исполнения, а потом начинали играть фрагмент заново, приводя слушателей в замешательство. Задумка Гайдна кроется в игре слов в названии симфонии, которая имеет двойное значение. Она переводится как «Рассеянная» и «Расстроенная».

 

Но самый известный «перформанс» Гайдна состоялся на службе у князя Эстерхази. Йозеф Гайдн служил капельмейстером в доме князя. Эстерхази был одним из самых богатых людей страны, что старательно подчеркивал, он старался перещеголять самого короля. Его дом получил название «венгерского Версаля». И, конечно же, в таком дворце непременно должен играть оркестр! Но князь имел капризный нрав, он не давал музыкантам ни минуты покоя, не говоря уже о выходных. Оркестранты по-долгу не бывали дома, не видели родных, но никто не осмеливался перечить князю. Тогда Гайдн пишет 45-ую симфонию с говорящим названием «Прощальная». Симфония необычна по форме. Она состоит из пяти частей вместо положенных четырех. Но в последней части и заключается задумка Гайдна. В финале произведения в процессе исполнения музыканты один за другим гасят свечи и уходят. В конце на сцене остается один лишь скрипач перед тусклой свечей. Эстерхази внял скрытому протесту музыкантов и отпустил их повидаться с родными.

 

Однажды Гайдна отговаривали от поездки в Англию, аргументируя это тем, что композитор не достаточно хорошо знает язык, на что Гайдн ответил: «О, мой язык понимают во всем мире». Юмор и легкость Йозефа Гайдна сияют в его музыке. Этим он и отличался от многих своих современников. Если Моцарт и Бетховен старались поразить публику, то добродушный Гайдн стремился развлечь ее. Его действительно можно назвать первым человеком, который сделал из концертов шоу, именно он, на мой взгляд, стоял у истоков музыкального авангарда.

Автор: Кренёва Полина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here