Дебаты Кудрина с Собяниным на полях Гражданского форума вышли довольно забавными. Дебаты людей, которые, во многом оказались согласны. Вот только их согласная позиция поддержки и развития городских агломераций выглядит по-разному.

С Собяниным все понятно: он руководит как раз такой крупнейшей агломерацией, смог выполнять бюджет без дефицита, город под его руководством может даже позволить себе программу «Моя улица», по стоимости сравнимую с бюджетом Новосибирска. Вопрос качества и целесообразности выполнения этой программы пока оставим, не об этом речь идёт. Суть в том, что позиция Собянина была логичной, пчелы ведь не будут против мёда.

Для Собянина усиление городских агломераций и снижение роли села только на руку. Реализация реновации приведёт к появлению большого количества незанятой жилплощади, которую нужно будет заселять, чтобы амбициозные строительные проекты оправдались. Собянину нужна миграция из деревень и сел в областные центры, чтобы жители этих городов устремились в Москву. Ежегодного притока в 10 тыс человек, о котором заявил Собянин, может не хватить. А предоставление дополнительных полномочий поможет развязать руки. Все-таки, Москва — это вещь в себе. Пока все борются с дефицитом, Москва в этом году идёт к исполнению бюджета с профицитом в 300 млрд рублей. Дополнительные полномочия помогут направить эти средства в желаемом направлении без лишних проволочек.

А вот к Кудрину есть большие вопросы. Как ни крути, но он возглавляет Центр стратегических разработок, и все ещё готовит стратегию социально-экономического развития всего государства. Так долго готовит, ничего не предоставляя, что это уже выглядит смешно и нелепо.

В любом случае, он должен мыслить глобально, масштабами всей страны. И здесь его предложение поддержки крупных городов выглядит странно. Оно только усилит отток не только из сельской местности (более 37 млн человек), но и из малых городов, только усугубляя существующие перекосы. А как же проблема моногородов, коих у нас более 300? Преимущество западных стран заключается в равномерном развитии территории: примерно одинаковый уровень экономического развития позволяет создавать производство в любом месте — так или иначе продукция будет поддержана спросом. А в варианте Кудрина все будет зациклено на крупнейших городах, которых у нас мало.

Также он предложил передать городам больше полномочий. Полномочия — это хорошо, Собянин этому, естественно, рад. У Москвы деньги есть даже на реновацию. А вот с другими городами все не так радужно. Недавно уже пытались передавать полномочия на уровни ниже. Только вот финансирование забыли дать. В итоге регионы и муниципалитеты нагрузили обязанностями, на которые у них нет денег. Задолженность муниципалитетов и так уже составляет 354 млрд рублей, а дополнительные полномочия без собственных источников доходов только увеличат её. Наступаем на те же грабли?

Так и с перераспределением налогов. Кудрин предлагает платить НДФЛ не по месту работы, а по месту жительства. Опять-таки, это не перераспределение между бюджетами разных уровней, которое давно назрело, а просто распределение между территориями. Так у местных властей снижается желание развивать предпринимательство и создавать рабочие места — все равно деньги уйдут неизвестно куда.

НДФЛ — то немногое, что получают региональные и местные бюджеты при нынешней системе распределения налогов. И как администрировать уплату НДФЛ по месту жительства? Снова гонять деньги из одного бюджета в другой? Одни издержки. Отдать учёт и уплату НДФЛ в руки самих людей? Никто платить не будет.

В общем, вопрос, какое же будущее нас ждёт, остаётся открытым. И иногда кажется, что бесконечное затягивание создание стратегии — это даже меньшее из зол.

Никита Исаев. Специально для POLIT-SC.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here