Перенесёмся во времена СССР и репрессий. 5 марта, 1953 года уходит из жизни российский революционер, Иосиф Сталин. Именно об этом событии повествует британско-французский политико-сатирический художественный фильм «The Death of Stalin» («Смерть Сталина»). Армандо Ианнуччи снимал его, взяв за основу одноименный графический роман-комикс 2010 года Фабьена Нури и Тьерри Робена.

Удовостоверение на прокат было отозвано за несколько дней Министерством культуры Российской Федерации до того, как состоялась премьера в России 25 января 2018 года в кинотеатре «Пионер». В сентябре 2017 года, Павел Жигайло, действующий член общественного совета Министерства культуры РФ, высказал свое недовольство по поводу политико-сатирической комедии. По его мнению, фильм является провокацией, которая может оскорбить чувства верующих, ветеранов Великой Отечественной войны, искажает историю России и СССР в целом.

По сюжету, после похорон Сталина начинается самая настоящая «битва» за власть, в результате неё страна постепенно погружается в хаос, из которого, как может показаться, нет выхода. В гонку вовлекаются не последние люди в СССР: Лаврентий Берия,глава службы безопасности НКВД, и Никита Хрущёв, первый секретарь Московского комитета. Они норовятся прибрать власть к своим рукам, использовав детей Сталина в собственных интересах, а так же склонить на свою сторону старых членов Политбюро ЦК КПСС. Итак, погоня за господством начинается…

Критика на фильм обрушилась молниеносно. Однако, не только отрицательные отзывы «гуляют» по интернету об этой картине, а в большей степени. – положительные. Сайт «Rotten Tomatoes» присвоил фильму 97% рейтинга, средний балл 8,3/10 на основе 60 обзоров. Такие высокие оценки были в основном за рубежом. А в России начался самый настоящий скандал, вызванный волной возмущения, мнения рознятся до сих пор. Вот, например, Лев Рыжков, колумнист «Sputnika» поделился своими впечатлениями после просмотра фильма: «У меня есть подозрение, что начинали снимать все-таки клюкву. А потом, уже на ходу, повествование переформатировали в трэш. Да и как иначе реагировать нормальным, здравомыслящим и творческим людям на клоаку мракобесного маразма, которой, положа руку на сердце, все эти либеральные писания и являются».

Лично у меня нет никаких вопросов к игре актеров, к декорациям, к сюжету. Но, единственное, что вызвало чувства негодования, неприязни, так это карикатурные образы власти во времена СССР. Каждый из них был изображен настолько по-дурацки, что непроизвольно натягивалась улыбка от абсурда. Сталин был действительно деспотичный правитель, но не маразматик. Василия, сына генсека, изобразили слабоумным пьяницей. Берия, Хрущёв, Молотов, Маленков трепещут перед правителем, выписывают в блокнот шутки, которые были озвучены на собрании ЦК КПСС, чтобы не дай Бог не взболтнуть лишнего. К этому цирку, или даже параду карикатур, подключаются образы простых рабочих, показанные недалёкими на концерте, посвященному Моцарту, когда Сталин приказал снова повторить выступления музыкантов, чтобы сделать запись и слушать у себя на даче. Бедняки просто сидели в зале, занимаясь своими делами: кто-то ел помидор, который стекал по форме, кто-то вязал крючком, не осознавая где находится. Всё до ужаса абсурдно. Если посмотреть фильм, не зная основных фактов из истории того времени, то можно подумать, что Лаврентий Берия увлекался девочками в возрасте семи лет, а Никита Хрущев и вовсе в связях с Марией Юдиной, либеральной пианисткой. Здесь переплетаются вымысел и реальные факты, которые высмеивают власть. Нет ничего удивительного, что данную картину сняли с проката в России. Это очередная провокация с Запада, отраженная в политической сатире.

Арина Перемотина

редактор POLIT-SCIENCE

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here