Аннотация: статья посвящена роли литературы и кинематографа в жизни человека. На основе анализа результатов проведенного опроса, Перемотина Арина делает выводы об особенностях влияния литературы, кино и СМИ на современное общество.

В марте 2018 года исследовательская группа Института современного искусства провела социологическое исследование, посвященное роли литературы и кинематографа в современном российском обществе.

В опросе приняли участие 50 человек, из них 48% мужчин и 52% женщин.

Возраст опрошенных – от 15 до 59 лет включительно: 15-17 лет – 2%; 18-21 год – 44%; 22-28 лет – 34%; 29-39 лет – 8%; 40-49 лет – 8%; 50-59 лет – 4%.

По уровню образования были выделены следующие группы респондентов: среднее – 20%; неполное высшее – 44%; высшее – 36%.

Среди опрошенных были студенты – 18%, остальные 82% — люди, работающие в самых разных сферах: журналисты, технические работники, преподаватели и научные работники, официанты, строители, аниматоры, юристы, воспитатели, домохозяйки, художники, фотографы, архитекторы и другие.

Ровно половина – 50% опрошенных – москвичи, остальные 50% проживают в Московской области и других городах России – Рязани, Ростове-на-Дону, Таганроге, Краснодаре, Сочи, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других.

В ходе исследования был задан ряд вопросов, и первый из них:

«Любите ли Вы читать книги?»

Ответы распределились таким образом:

— Да, читаю постоянно – 48%,

— Нет, не имею ни времени, ни желания – 2%,

— Иногда, когда попадется что-то интересное – 50%

По этим данным можно сделать вывод, что люди не перестали читать книги. Но, тем не менее, относятся к этому процессу, исходя из собственных интересов.

Всего 2% ответили, что не имеют ни времени, ни желания посвящать себя чтению книг любой направленности: от технической литературы до художественной.

Так как исследование посвящено теме «Кино и литература сегодня», то мы не могли упустить возможность задать вопрос о кино, а, именно, о просмотре картин в кинотеатрах.

На вопрос: «Как часто Вы ходите в кинотеатр?» были даны следующие ответы:

— Часто, почти каждую неделю  – 1,5%

— Примерно раз в месяц  – 45%

— Редко, раз в несколько месяцев – 52%

— Не хожу в кинотеатры, смотрю фильмы по ТВ или в Интернете — 1,5%

На основе этих данных можно утверждать, что кинотеатр пользуется спросом у людей, но этот спрос не очень большой.

Более половины — 52% ответили, что посещают кинотеатры, но не с высокой периодичностью. И всего лишь 1,5% не ходят в кинотеатр вовсе, предпочитая ТВ или Интернет. Также 1,5% проводят досуг именно в кинотеатре. Можно сделать вывод, что кино, как и книги, оценивают с точки заинтересованности в сюжете, в выборе автора, режиссера.

«Вам больше нравится кино отечественное или зарубежное?», ответы распределились следующим образом:

— Отечественное — 2%

— Зарубежное — 58%

— Затрудняюсь ответить– 40%

Как мы видим, зарубежное кино выигрывает со значительным отрывом. Отечественный кинематограф набрал всего 2%, хотя 40% не давших конкретного ответа, скорее всего, просто не смогли сделать определенный выбор.

Сегодня российский кинематограф начинает занимать более прочные позиции и, несмотря на отставание по популярности у российских зрителей, постепенно набирает рейтинг.

Итак, настало время для самого главного вопроса нашего исследования:

«Что же больше влияет на общество — кино или литература?»

Подавляющее большинство опрошенных – 70% — сошлись во мнении, что наибольшее влияние на людей сегодня оказывают СМИ и интернет. Литературу указали лишь 2%, а кино – 24%.

Очевидно, что полностью изменилась ситуация, которая складывалась на протяжении столетий, когда образцы социального поведения и нравственные критерии определяла художественная литература. Остается отметить, что сегодня и кино, и литература бытуют, как и многое другое, в цифровой среде, что позволяет говорить о новых формах медиакультуры.

 

Перемотина Арина

Редактор «POLIT-SCIENCE»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here